Играем в театр

В современном обществе  на сегодняшний день резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, а именно научить их читать, писать, считать, а не способность чувствовать, думать, творить. Педагогическая обстановка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка на вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, игры разнообразны.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки, у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не могут занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Из наблюдения психологов так же можно сделать вывод, что в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного внимания, недостаточно развита память. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению  - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.  В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи, расширяется словарный запас, совершенствуются умения использовать разные части речи точно по смыслу. Воспитывается культура  пересказывания    содержания литературного текста, сохраняя выразительные средства, кроме того, совершенствуются умения  составлять небольшие рассказы из личного опыта.

Реализуя задачи познавательно – речевого направления Батмановской Татьяной Владимировной, старшим воспитателем, совместно с музыкальным руководителем Дудецкой Лилией Александровной была разработана, программа «Играем в театр» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.  Основная цель программы: стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию  окружающего мира (людей, культурных ценностей), развивать  познавательные способности детей средствами театрального искусства. Задачи программы сформулированы следующим образом:

  • Формулировать и активизировать познавательный интерес и мыслительные процессы детей.
  • Активизировать различные стороны речи: (словарь, грамматический строй речи, диалог, монолог, звуковую культуру речи, связную речь посредством театрализованной деятельности).
  • Развивать сферы чувств: сочувствие и сопереживание.

Программа состоит из следующих разделов: культура и техника речи, театральная игра, ритмопластика, основы театральной культуры.

Элементы театрализованной деятельности так же  используемые на логопедических занятиях:

- Артикуляционная гимнастика;

- Упражнения для эмоционального развития детей;

- Логоритмические упражнения;

- Задания для развития речевой интонационной выразительности;

- Упражнения на развитие мелкой моторики;

- Театральные этюды;

- Игры - драматизации.

С 2002 года учреждение принимает активное участие в городском конкурсе экологических театров.

Детский сад был неоднократно в числе призеров и победителей данного конкурса: в 2002 г. – 3 место по городу, 2003 – 3 место по городу  за музыкально - театрализованное представление по мотивам  русской народной сказки «Репка»; 2004 г. – 2 место по городу музыкально – театрализованное представление «Теремок на новый лад»; 2006 г – 1 место по городу музыкально – театрализованное представление «Как Демьян попал в капкан».

С 2008 МДОУ детский сад принимает участие во Всероссийском конкурсе театрализованных постановок «Юные звезды сцены», где так же, мы  в числе призеров и победителей.

Так, 2008-2009 г. конкурс был посвящен   210 – летию со дня рождения А.С. Пушкина и наши воспитанники заняли 2 место. Участники театрального кружка  представили на суд жюри «Литературно-музыкальную мозаику по сказкам А.С. Пушкина».  

2010 г – третье место по России в номинации «Мы великие артисты», в конкурсе театрализованных представлений по теме «Сказки народов России» на суд жюри  была представлена сказка «По - щучьему велению».

2011-2012 г. – 1 место по России в конкурсе театрализованных постановок,  посвященном 1150 – летию непрерывной государственности России, а так же номинанты приза зрительских симпатий в номинации «Частушки».   

С большим  интересом внутри учреждения проходят театрализованные постановки, подготовленные Дудецкой Л.А. с участниками кружка. Большим успехом пользовалась постановка «Про волшебника Оха и Дуню – ленивицу»,  «Кто сказал мяу?», а в данный момент идет подготовка к показу по мотивам русской народной сказки «Курочка Ряба».  

На каждом утреннике в ДОУ во всех возрастных группах ставятся музыкальные сказки в исполнении детей:  («Ребятки-козлятки», «Муха-цокотуха поступает в гимназию», «Лесная история», «Как мышонок в школу собирался» и другие.) Большую помощь  в оформлении декораций, создании костюмов, атрибутов  оказывают родители воспитанников, педагоги ДОУ, заведующая – Тенькова Светлана Сергеевна, она же является соавтором некоторых сценариев.  

В заключении хочется сказать, что, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального,  познавательно-речевого, художественно - эстетического  направления.

 

Авторы: Тенькова Светлана Сергеевна заведующая МДОУ д/с № 39
                  Батмановская Татьяна Владимировна старший воспитатель
                  Дудецкая Лилия Александровна музыкальный руководитель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 39 г. Подольск.

Переход на новый сайт

Мы переходим на новую оболочку сайта. С января 2018 старый сайт будет недоступен. Найти необходимую информацию станет еще удобнее и приятнее. Сайт в настоящий момент дорабатывается, поэтому, если Вы не смогли найти ...

Подробнее »

Показать все новости »