Программа Ритмика для малышей

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Основная цель программы: создание условий для полноценного физического развития и предупреждение нарушений опорно-двигательной системы у детей младшего возраста.

Задачи программы:

  • Формирование крепкого мышечного корсета с целью профилактики нарушений осанки.
  • Развитие координации движений через использование музыкально-ритмических упражнений.
  • Формирование умения ориентироваться в пространстве единолично и в группе.
  • Расширение основ музыкальной культуры через знакомство  с различными темпами и ритмами музыкальных произведений.

Содержание программы

Основной целевой установкой программы является содействие всестороннему развитию физических  и духовных сил занимающихся. Предполагается, что освоение данной программы поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию и коррекции его отдельных органов и систем, профилактике различны заболеваний.

Основной раздел представлен комплексами танцевальных упражнений общеразвивающего воздействия и танцами. Это строевые и общеразвивающие упражнения, танцевальные упражнения при ходьбе, на месте и в передвижениях, беге и прыжках. С целью снятия напряжения и раскрепощения различных мышечных групп разработаны упражнения на расслабление мышц и связок, упражнения самомассажа, дающие возможность применить приемы поглаживания, растирания. Разминания и вибрации для снижения физической нагрузки и расслабления. Такие приемы самомассажа, как «постукивания», можно пользовать для мобилизации занимающихся к началу занятий или как отвлекающие упражнения. С целью развития мелкой моторики, ловкости рук, разработаны упражнения пальчиковой  гимнастики, положительно воздействующие на процессы мышления, памяти и исправления нарушений речи.

В дополнительный раздел программы вошли упражнения и танцы специального воздействия. Это упражнения направленные на формирование осанки, коррекцию и исправление дефектов позвоночника и стопы. Упражнения дыхательной гимнастики, развивающей и укрепляющей мышцы, способствующие правильному дыханию, танцевальные упражнения на больших, гимнастических мячах-фитболах. Упражнения фитбол-гимнастики используются для профилактики таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения и др. Мячи позволяют индивидуализировать воспитательный процесс и корректировать нарушения осанки.

Учебный план занятий по программе «Ритмика для малышей».

Наименование блока

Виды движений

Количество часов

Блок №1 Строевые упражнения

Построение

30 мин.

Перестроение

30 мин.

Передвижения

30 мин.

Противоход

30 мин.

Размыкание

30 мин.

Смыкание

30 мин.

ИТОГО:

3 часа

Блок №2 Общеразвивающие упражнения при ходьбе на месте и в передвижениях

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса

4 часа

Упражнения для мышц шеи

4 часа

Упражнения для мышц туловища

4 часа

Упражнения для мышц ног

4 часа

Упражнения для мышц всего тела

4 часа

ИТОГО:

20 часов

 

 

 

 

Блок №3 Лечебно-профилактический танец

 

 

 

 

Танец на развитие мышечной силы

 

 

 

 

5 часов

 

Танец на развитие чувства ритма

 

5 часов

Танец со степ-шагами

5 часов

Танец для  развития подвижности суставов

5 часов

ИТОГО:

20 часов

Блок №4 Элементы хореографии

Развитие силы мышц ног

1 ч. 12 мин.

Развитие осанки

1 ч. 12 мин.

Развитие ритмичности движений

1 ч. 12 мин.

Развитие мышц туловища

1 ч. 12 мин.

Формирование культуры движений

1 ч. 12 мин.

ИТОГО

6 часов

Блок №5 Упражнения на релаксацию

Пассивное расслабление

1 час

Пассивное раскачивание

1 час

По сегментное расслабление

1 час

Расслабление мышц с помощью партнера

1 час

ИТОГО:

4 часа

 

 

Блок № 6 Дыхательная гимнастика

 

 

Упражнения с постепенным увеличением счета на вдохе и выдохе

 

 

1 час

Упражнения, направленные на обучение диафрагмальному дыханию

1 час

Упражнения, направленные на обучение смешанному дыханию

1 час

Динамические дыхательные упражнения

1 час

ИТОГО:

4 часа

Блок №7 Пальчиковая гимнастика

Упражнения на работу мышц пальцев рук

30 мин.

Упражнения на подвижность суставов

30 мин.

Упражнения на координацию движений пальцев рук

30 мин.

Упражнения пальчиками с предметами

30 мин.

Упражнения пальчиками с речитативами

30 мин.

Упражнения с работой пальцев по поверхностям

30 мин.

ИТОГО:

3 часа

Блок №8 Фитбол-гимнастика

Гимнастические упражнения

1 ч. 35 мин.

Танцевальные упражнения

1 ч. 35 мин.

Коррекционно-профилактические упражнения

1 ч. 35 мин.

Подвижные музыкальные игры

1 ч. 35 мин.

Упражнения с мячом

1 ч. 35 мин.

ИТОГО:

8 часов

Блок №9 Самомассаж

Самомассаж пальчиков

 

Самомассаж  с речитативом

 

ИТОГО:

4 часа

 

 

 

 

ИТОГО В ГОД:

72 часа

Пояснительная записка

С каждым годом растет количество детей, страдающих нарушением осанки, координации движений и других нарушений опорно-двигательного аппарата. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека.

Дети уже с первых мгновений своей жизни воспринимают различные звуки; слушая музыку, ребенок незаметно для себя начинает испытывать выраженные в ней чувства и настроения.

Одним из самых сильных возбудителей эмоций человека является ритмичная музыка. Под ее влиянием активизируются физиологические и психические функции человека.

Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую краску и оказывают больший оздоровительный эффект. Мелодичные, ритмичные звуки тонизируют и оживляют происходящие в организме ребенка биохимические процессы и перестраивают нервный аппарат и психику. Плавные ритмичные движения под мелодичную, красивую музыку или озорные веселые пляски доставляют эстетическое наслаждение каждому ребенку.

Танцы и танцевальные упражнения могут быть одним из наиболее эффективных средств тренировки детского организма. Танец может служить не только как средство психофизиологической регуляции, но и как средство установления межличностных отношений в группе, проявления индивидуальности личности каждого ребенка, самовыражения, высвобождения в движении подавленных чувств, самоутверждения. Занятия с использованием музыки и танца стимулируют творческий потенциал детей, способствуют коррекции системы отношений личности.

Таким образом, музыка и танец имеют большое  оздоровительное значение и могут применяться для коррекции и профилактики различных заболеваний у детей дошкольного  возраста.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Барышникова Т. К. Азбука хореографии. – Спб., 1996.
  2. Васильева Т. К. Секрет танца. Спб., 1997.
  3. Евдокимова Т. А., Клубкова Е. Ю., Дидур М. Д. Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма. – Спб., 2000.
  4. Казакевич Н. В., Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Ритмическая гимнастика. Методическое пособие. – Спб., 2001.
  5. Котешева И. А. Лечение и профилактика нарушений осанки. – М., 2002.
  6. Михайлова М. Л. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, 1997.
  7. Наумов О. Н. Плоскостопие – это не пустяк. – Спб., 2002.
  8. Тюрин А. Самомассаж. – Спб., 1997.
  9. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. Танцевально-игровая гимнастика «СА-ФИ-дансе» для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – Спб., 2000.
  10. Хендерсон Л. Релаксация: учитесь расслабляться (Советы врача) /Пер. с англ. Н. А. Кириленко/ Под ред. Р. А. Александровой. – Спб., 2003.
  11. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Спб., 1996.
  12. Шарманова С. Морское царство. Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: Учебное пособие /Под ред. А. И. Федорова. – Челябинск, 1996.

Переход на новый сайт

Мы переходим на новую оболочку сайта. С января 2018 старый сайт будет недоступен. Найти необходимую информацию станет еще удобнее и приятнее. Сайт в настоящий момент дорабатывается, поэтому, если Вы не смогли найти ...

Подробнее »

Показать все новости »