Вспомним о ходьбе

Вспомним о ходьбе.
Консультация для родителей.

Красивая походка – понятие не только эстетическое. От того, как мы ходим, во многом зависит положение и деятельность внутренних органов, состояние позвоночника, а значит, здоровье, которое, как известно, закладывается в детстве.

Ставя знак равенства между правильной походкой и здоровьем, приходим к выводу: формирование правильной ходьбы – одна из главных задач физического воспитания в дошкольном учреждении. Это подтверждается учеными, внесшими огромный вклад в разработку теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста. Так, Д. В. Хухлаева рекомендовала начинать формировать навыки правильной ходьбы с самого раннего возраста. Указывая на то, что в младшем дошкольном возрасте ходьба детей часто характеризуется рядом недостатков. Эти недостатки могут превратиться в стойкую привычку, если на них не обратить внимания с самого начала. По мнению Е. Г. Леви-Гориневской, выработанный стереотип ходьбы очень прочен – походка с трудом поддается изменению, и взрослому трудно преодолеть укоренившиеся с годами ошибки в ходьбе.

Известно, что ходьба относится к основным циклическим движениям. Внешне выглядя простой и естественной, ходьба на самом деле представляет  собой сложное по координации движение, в регуляции которого принимают участие различные отделы центральной нервной системы, включая кору больших полушарий полушарий головного мозга, и в котором, по словам великого русского ученого Н. А. Бернштейна, «задействованы в ритмическом чередовании почти все сто процентов скелетной мускулатуры».

В основе двигательного акта ходьбы лежит шагательный рефлекс, сформировавшийся в результате эволюционного развития человека. Но, что удивительно, ребенок осваивают ходьбу, лишь живя среди людей.

Исторически сложился эталонный, иначе говоря, правильный вариант выполнения ходьбы. Правильная ходьба строится от бедра, с активным отталкиванием стопой перекатом с пятки на носок, что обеспечивает наилучшее продвижение вперед. Недостаточное отталкивание является причиной застоя крови в венах голени, излишних вертикальных колебаний тела, что может неблагоприятно сказаться на состоянии позвоночника.

Одним из важных показателей  ходьбы является угол развода стоп, обеспечивающий устойчивость и прямолинейность. У взрослого человека при ходьбе обычного типа стопы несколько развернуты кнаружи под углом 35 градусов.

Правильная ходьба предполагает соблюдение определенной осанки: голова должна быть направлена свободно вперед (это необходимо для полноценного дыхания); корпус располагается прямо, но туловище не напряжено, плечи расправлены, немного отведены назад и вниз; живот подтянут (сутулость и обычно встречающийся наклон вперед ограничивают дыхательные возможности).

 Движения рук способствуют сохранению равновесия при ходьбе. Они согласуются с движениями ног по принципу перекрестной координации: правая нога выносится вперед одновременно с левой рукой и, наоборот, левая нога – с правой рукой. Движения рук совершаются в плечевых и локтевых суставах в направление к плечу противоположной стороны туловища. 

 Длина шага при ходьбе зависит от скорости и темпа ходьбы, роста и длины ног, морфологических особенностей тела в целом.

Важно отметить: параметры ходьбы детей дошкольного возраста находятся в большой зависимости от особенностей опорно-двигательного аппарата. У детей этой возрастной категории костная система относительно слаба, так как содержит большое количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связки эластичны и растяжимы, сухожилия короче и слабее, чем у взрослых; мышцы недостаточно сильны и выносливы, относительно слабо развиты мышцы-разгибатели.

У малышей 2-3 лет сравнительно короткие ноги при слабо развитой мускулатуре и значительном весе головы и туловища. Слабость мышц мешает ребенку держать корпус прямо, поэтому он часто сутулится, что приводит к нарушению осанки. Дети плохо поднимают ноги от пола («шаркают»). Недостаточная гибкость стоп приводит к тому, что малыши ставят ногу всей подошвой («шлепают»). Темп движения неравномерный: дети идут то быстро, почти бегут, то замедляют шаги. Многие во время ходьбы раскачиваются из стороны в сторону, отклоняются от первоначально взятого направления. При ходьбе малыши часто прижимают руки к туловищу или слегка помахивают только одной рукой.

На четвертом году жизни походка детей остается тяжелой, у многих отмечается ходьба на полусогнутых ногах, плохая координация работы рук и ног, мах выполняется в основном прямыми руками. Вместе с тем наблюдаются некоторые изменения – уменьшаются боковые раскачивания и повороты плеч в сторону шага, стопы располагаются ближе к линии направления движения.

Ходьба детей пятого года жизни становится более уверенной и четкой. Однако у многих еще наблюдаются нарушения ритма ходьбы, а также слабое отталкивание носком от поверхности в конце шага. Туловище недостаточно выпрямлено, движения рук неэнергичны и выполняются с маленькой амплитудой.

К пяти годам появляется постановка ноги с пятки, а в 6-7 лет большинство детей могут выполнять и перекат на носок, что способствует более энергичному отталкиванию. Слабый мах руками и нарушение осанки у некоторых детей фиксируются в 5, 6 и даже в 7 лет. В тоже время структура ходьбы большинства детей 6-7 лет идентична структуре движения взрослых.

Характерной особенностью детской ходьбы можно назвать параллельную постановку стоп.

Темп ребенка-дошкольника (3-7 лет) колеблется в пределах 148-172 шагов в минуту, длина шага равна 42-68 см.

Чтобы приучить детей держать голову и туловище прямо, рекомендуется выполнять следующие задания:

  • Смотреть на какой-либо ориентир (на подвешенную игрушку, картинку на стене, на педагога, который идет впереди и помахивает флажком);
  • Идти с предметами в руках (вытянуть руки вперед или поднять их вверх, помахать флажком, ленточкой, посмотреть на них);
  • Нести мешочек с песком на голове (положение рук зависит от возраста и подготовленности детей; можно выполнять движения руками);
  • Помогает ребенку распрямиться, смотреть вперед-вверх и ходьба в хороводе с произнесением рифмованных текстов или с песней.

Увеличению высоты подъема ноги (чтобы не шаркать, особенно  в младшем возрасте) способствуют:

  • Ходьба с высоким подниманием колена (бедра). Для этого предлагаются упражнения имитационного характера (идем как лошадки, как петушки) или обыгрываются явления природы (идем по глубокому снегу, по высокой траве). В этом упражнении, чтобы не перенапрягать мышцы и связки коленного сустава, следует поднимать ногу до уровня 90 градусов, не более. При опускании на пол нога ставится с носка. В зависимости от изображаемого, положение рук может быть разным (на поясе, в стороны или свободное – перекрестное; в этом случае амплитуда увеличивается);
  • Ходьба с перешагиванием через несколько предметов подряд, поставленных на одинаковом расстоянии друг от друга. Пособия следует расставлять с учетом длины шага детей конкретной группы. Если по росту дети значительно различаются, лучше расставить пособия в двух вариантах.

В качестве предметов традиционно используются кубики. Очень часто малыши идут через них приставным или смешанным шагом. В этом случае, встав лицом к ребенку и взяв его за обе руки, взрослый, сам, идя спиной, помогает малышу, приговаривая: «Одна ножка шагает вперед, теперь другая; не забываем про ножку, которая сзади». Поддерживая ребенка за одну руку мягко и ненавязчиво, можно коснуться его ноги, остающейся сзади, чтобы он сделал шаг этой ногой вперед. На этапе разучивания упражнения для сохранения равновесия  лучше руки не фиксировать и дать ребенку с помощью их балансировать.

Постепенно, с возрастом, следует увеличивать высоту предметов; при этом можно применить те же кубики, но на два стоящих рядом кубика поставить сверху еще два.

Ходьба с высоким подниманием колена (бедра) также способствует укреплению мышц живота, спины, ног и стопы, связок и суставов ребенка.

Для формирования хорошего отталкивания стопой от опоры необходимо укреплять мышцы и связки стопы и голени, чему способствуют:

  • Ходьба на носках. В этом виде площадь опоры сокращается, а шаг укорачивается. Дети часто пытаются идти на носках, выполняя обычные по ширине шаги; при этом туловище и голова у них несколько наклоняются вперед. На носках можно идти, как слегка сгибая ноги в коленях, так и с прямыми ногами. В первом случае некоторые дети наклоняют туловище вперед, поэтому не следует часто использовать этот вид ходьбы. Во втором случае необходимо обращать внимание на то, чтобы дети не утрировали движение, так как «переразгибание» будет негативно сказываться на коленном суставе, особенно у детей с остатками рахита, у которых и так высокая подвижность в суставах. В ходьбе на носках  амплитуда движения рук уменьшается. Для выпрямления туловища положение рук следует менять: на пояс, в стороны, к плечам, вверх.
  • Ходьба на пятках. Шаг короткий, амплитуда рук незначительная; можно поставить руки на пояс, а для соблюдения равновесия развести в стороны. Частой ошибкой является наклон туловища вперед (отведение таза назад). Здесь важен правильный показ педагогом . При выполнении этого упражнения с выпрямленным положением туловища происходит укрепление мышц спины.

Необходимо помнить об особенности строения детской стопы, поэтому ходьба, как на носках, так и на пятках должна носить непродолжительный характер. Ее следует чередовать с обычной ходьбой и с другими ее видами. Ходить на пятках можно только детям четвертого года жизни. Этот вид ходьбы с осторожностью используют при вальгусной установке стоп. Для детей с такой патологией используют упражнения из положений стоя, лежа, сидя. Для разнообразия  выполнения ходьбы на носках и на пятках можно предложить недолгую по продолжительности ходьбу с вращением туловища (положение рук – на поясе или в стороны), которая способствует развитию чувства равновесия;

  • Ходьба с перекатом с пятки на носок. Характеризуется ярко выраженной постановкой ноги на пятку, плавным и одновременно энергичным перекатом на носок, старанием подняться повыше. Движения рук свободные, ненапряженные, с некоторым ускорением движения кисти в момент перехода на носок. Этот вид ходьбы необходимо предлагать детям старшего возраста, когда они уже хорошо освоили ходьбу на носках и на пятках. Но и в этом возрасте дети затрудняются выполнять перекат: они опускают голову вниз, контролируя взглядом ноги, поэтому важен четкий и правильный показ взрослым этого упражнения. Лучше, если показ осуществляется без обуви.

Правильной постановке стоп (чтобы ребенок не косолапил, разворачивал стопы наружу) способствуют упражнения в ходьбе по наклонной доске, а также по дорожке с нарисованными (приклеенными) стопами, развернутыми кнаружи под углом. Для младших групп рекомендуется угол 13 градусов, для средней – 15, для старших – 17 градусов (по данным А. А. Саркисян).

Чтобы выработать умение сохранять прямое направление, дается задание идти по ограниченной площади опоры: между двумя линиями, шнурами, палками, по доске, а также по гимнастической скамейке.

Для устранения неравномерности шагов используется ходьба через несколько нарисованных линий, а также ходьба с перешагиванием через предметы (шнуры, обручи, кубики и т. п.). При этом расстояния между линиями или предметами соответствует средней длине шага детей. Эти упражнения можно проводить во всех возрастных группах.

Увеличению амплитуды движения рук способствуют:

  • Ходьба с высоким подниманием колена (бедра);
  • Ходьба широким шагом (нога ставится перекатом с пятки на носок, темп несколько замедленный; не следует стараться слишком увеличивать шаг, чтобы не нарушать формирующуюся координацию движений);
  • Ходьба в быстром темпе (в обычной ходьбе темп средний, ноги не поднимаются высоко, поэтому и руки движутся с небольшой амплитудой).

Для развития перекрестной координации рук и ног детям предлагают чередование ходьбы и бега.

В физическом воспитании детей дошкольного возраста используются и другие виды ходьбы, укрепляющие опорно-двигательный аппарат. Так, ходьбу на внешних сторонах стоп не следует предлагать детям с варусной установкой и О-образным искривлением нижних конечностей, а ходьбу в глубоком приседе вообще стоит исключить: в этом упражнении возникает большая нагрузка на еще не окрепшие коленные суставы. Особенностями гимнастической ходьбы является удлиненный шаг, нога ставится с носка , который разворачивается в сторону, что содействует укреплению мышц туловища, ног, стопы. Но может мешать правильному формированию навыка обычной ходьбы.

Разновидностей ходьбы много, и с помощью каждой решают определенные задачи. Например, ходьба с закрытыми глазами не способствует формированию правильной техники обычной ходьбы (некоторые дети идут робко, скользя по поверхности ногами, движения рук слабые), но она помогает преодолевать неуверенность в себе, особенно у робких детей.

Для согласованности действий дошкольников в группе авторы разных программ по физическому воспитанию предлагают ходьбу парами, в колонне по два, по три, по четыре, шеренгой. Учитывая то, что произвольное внимание еще не сформировано в достаточной степени даже у детей старшего дошкольного возраста, не стоит злоупотреблять такими видами, как ходьба  в колонне по три, четыре. В повседневной жизни эти движения не используются детьми. А вот ходьба в разных направлениях, по кругу, змейкой, врассыпную, а также в разном темпе нужна: она используется в играх.

Чтобы упражнения в ходьбе вызывали у детей интерес и определенный эмоциональный настрой, следует варьировать задания. Музыкальное сопровождение или рифмовки делают ходьбу более бодрой, ритмичной, движения – более координированными. Для большинства заданий наиболее удобным является темп 80-82 ударам метронома в минуту.

Следует также помнить некоторые виды ходьбы, которые человек наиболее часто использует в естественных условиях.

Ходьба в подъем: чем больше угол подъема, тем больше общий наклон тела вперед, меньше угол сгибания рук, короче шаг, больше частота шагов.

Ходьба на спусках: чем больше угол спуска, тем в большей степени туловище отклоняется назад, меньше угол сгибания рук, меньше шаг, больше частота шагов.

Соблюдение правил позволяет сохранить контакт с грунтом, уменьшить тормозное действие реакции опоры, который отрицательно сказывается на скорости ходьбы, оказывает сотрясающее действие на органы брюшной полости, сто может привести к ухудшению состояния здоровья.

На скользкой дороге и на песке ногу надо ставить на всю стопу и не делать широкие шаги.

Для ребенка ходьба имеет огромное значение: она удовлетворяет потребность организма в движении, содействует поддержанию и развитию функций кровообращения, дыхания, пищеварения. Именно этот вид передвижения дает ребенку возможность знакомиться с окружающим миром, активно воспринимать его, обогащать свои представления о нем, расти и развиваться. И было бы несправедливым не уделять ей достаточно внимания в дошкольном учреждении. Но, стремясь сформировать правильную технику ходьбы, важно помнить, что любое движение, выполняемое человеком, все же остается строго индивидуальным и зависит от анатомических, физиологических и психологических особенностей индивидуума.

Игровые упражнения и игры.

 

Ходьба обычная (3-7 лет) (выполняется в ритме прочтения педагогом рифмовки, как и все другие виды ходьбы)

На веселую зарядку приглашаем всех с утра.

А здоровым быть и крепким помогает нам ходьба.

Спину прямо держим все, нос не опускаем,

Так мы весело идем, весело шагаем.

Чтоб падений избежать, надо ноги поднимать.

Рассказать мы можем маме – надо не стучать ногами.

Если правила все знать, можно весело шагать,

Можно долго так шагать и ничуть не уставать.

 

Ходьба обычная с остановкой и сменой ведущего (4-7 лет)

Мы шагаем друг за другом, раз, два, три!

Мы шагаем за Ванюшей (Мишуткой, имя ласкательное), посмотри!

Как шагает наш Ванюша, раз, два, три!

Поменяемся местами. Стоп, замри!

(Педагог предлагает стать ведущим другому ребенку).

 

Ходьба с хлопками (3-7 лет)

Снег, снежок идет с утра, начинается игра.

Мы идем ловить снежинки, мы идем ловить пушинки.

Как услышишь слово «три», скорей  снежиночку лови!

(Ходьба обычная в ритме прочтения рифмовки.)

Раз, два, три, раз, два, три…

(После слова «три» хлопок перед грудью, дети 3-4 лет; между хлопками руки на пояс, дети 4-5 лет; хлопок над головой, руки на пояс, дети 5-7 лет.)

Раз, два, три! Стоп, замри!

 

Ходьба с хлопками и разным положением рук (4-7 лет)

Быть красивым, быть здоровым помогает нам ходьба.

Мы ходьбе все вместе крикнем очень громкое ура!

(Ходьба обычная.)

Мы захлопаем в ладоши, раз и два, раз и два.

Ведь с хлопками веселее, раз и два, раз и два!

(Ходьба с хлопками на каждый шаг.)

Руки в стороны поднимем и опустим руки вниз.

Укрепляем спинку, руки. Эй, ребята, улыбнись!

(На каждую строку поднять руки в стороны, опустить вниз.)

Руки в сторону и вниз, руки в стороны и вниз!

Укрепляем спинку, руки. Эй, ребята, улыбнись!

(На каждую строку поднять руки в стороны – опустить вниз, два раза; можно руки в стороны, к плечам, руки в стороны и вниз.)

 

Ходьба на носках (3-5 лет)

На носочки встанем все – сразу подрастем.

На носочки встанем все и вот так пойдем.

Спинка прямо, взгляд вперед. Не стучим ногами.

Научились так ходить и покажем маме.

 

Ходьба на носках (4-7 лет)

Двое-трое детей – «котята», остальные – «мыши». Варианты: девочки – «мыши», мальчики – «котята» (или наоборот); дети делятся  на две подгруппы, встают напротив друг друга, чтобы запомнить, кто какую роль исполняет.

Педагог произносит слова, а все дети передвигаются по площадке на носках, руки на пояс; допускается легкое сгибание ног в коленях; при этом спину стараться держать прямо. С окончанием слов «котята» ловят «мышей».

Забрались в кладовку мыши. Ходят тихо, тише…тише..

Но хозяйские котята тихо ходят, как мышата.

Поохотиться хотят, и поймать мышат-ребят.

 

Ходьба с высоким подниманием колена (бедра) (3-7 лет)

Текст можно напевать; руки на пояс (3-4 года), к плечам (4-7 лет), в стороны с одновременным небольшим покачиванием вверх-вниз (5-7 лет).

Петя, Петя, петушок, на головке гребешок.

Важно ножки поднимает, важно крылья расправляет.

Важно по двору идет, «кукареку» он поет.

Важно ножки поднимает, хоть и птица – не летает.

 

Ходьба спиной вперед (4-7 лет)

(Сначала выполняется ходьба с высоким подниманием колена (бедра) под рифмовку «Петушок», затем дети разворачиваются и идут спиной вперед, руки на пояс.)

Петушок я, петушок, золотой гребешок.

Рано-рано встаю, голосисто пою,

Голосисто пою, важно по двору хожу.

Ножки выше поднимаю, и шагаю, и шагаю!

«Кукареку» напеваю!

Поучитесь у меня. Дружно делайте, как я!

 

Ходьба приставным шагом вправо, влево (4-7 лет)

(4-5 лет – руки на пояс; 5-7 лет – на шаг – руки в стороны, ногу приставить – руки на пояс.)

Петушок я, петушок, золотой гребешок.

Рано-рано встаю, голосисто пою,

Голосисто пою, по заборчику хожу.

(Поменять направление ходьбы и движение руками, например, руки к плечам, поднимать локти вверх и опускать вниз.)

И по жердочке хожу, за порядком слежу.

«Кукареку» пою. Всех ребяток разбужу.

(Можно дать команду разбежаться врассыпную – «петушок нас разбудил». Это упражнение можно провести в виде игры с ловлей и увертыванием. В этом случае вначале выбирают ребенка-«петушка».)

 

Чередование ходьбы и бега змейкой между предметами (4-7 лет)

По тропинке по лесной как-то шли мы все домой.

Меж осинок и березок, между кленов и дубов,

Меж пенечков и сосенок по тропинке шли домой.

Вдруг лисичку увидали, за лисичкой побежали.

(Бег змейкой)

Мы лисичку не догнали, вновь домой мы зашагали.

По тропинке по лесной шли мы дружно все домой.

Меж осинок и березок, между кленов и дубов,

Меж пенечков и сосенок. Наконец пришли домой!

 

Разные виды ходьбы (4-7 лет)

Пошли в поход ребята и крикнули: «Ура!».

Вперед, вперед, ребята! Нас много ждет чудес.

И вот уж на дороге вдали дремучий лес.

(Ходьба обычная)

А чтоб не страшно было в дремучем том лесу

И чтоб не испугаться нам рыжую лису,

Возьмем за руку друга, ведь с другом веселей.

Идя по лесу с другом, становимся смелей.

(Ходьба парами)

По кочкам, по болоту шагает детвора.

Пошли в поход ребята аж с самого утра.

По кочкам, по болоту идти нам не легко.

Чтоб ноги не промокли, шагаем широко.

(Ходьба широкими шагами или из  обруча в обруч)

Бежит тропинка к дому, давно домой пора.

Ходили долго, долго. Кругом уж темнота.

Бежит тропинка влево и вправо – поворот.

И вот мы рядом с домом, мы у своих ворот.

(Ходьба змейкой за ведущим по площадке).

 

Ходьба с закрытыми глазами (5-7 лет)

Педагог встает на одной стороне площадки, на другой – дети.

В темном лесу заблудились друзья.

Выручить всех могу только я.

Друга я имя сейчас назову,

Чье это имя – иди на «ау!».

Педагог называет имя любого ребенка. Тот встает напротив взрослого и с закрытыми глазами идет на зов «ау!». Дойдя, становится ведущим – называет свое имя, произносит «Ау!». Затем тот, кого он позвал, вызывает следующего ребенка, а сам «превращается в звуки леса», например, в комара (бегает по залу на носках и произносит: «Пи-и-и»), в ворону (ходит, размахивая руками, и каркает), в лягушку (прыгает, произнося: «Ква-ква»); в дерево на ветру (стоит на месте, покачиваясь из стороны в сторону в сторону со звуком «ш-ш-ш…»). Игра продолжается, и каждый, прошедший путь с закрытыми глазами превращается в «звуки», которые становятся шумовым фоном, что усложняет задание.

Правило. Дети должны передвигаться, не мешая друг другу. Если в игре участвуют много детей, то ведущий может вызывать по два человека. 

Переход на новый сайт

Мы переходим на новую оболочку сайта. С января 2018 старый сайт будет недоступен. Найти необходимую информацию станет еще удобнее и приятнее. Сайт в настоящий момент дорабатывается, поэтому, если Вы не смогли найти ...

Подробнее »

Показать все новости »